Критерии-учета-обучающихся

Критерии учета обучающихся, требующих дополнительного
педагогического внимания.
Дети, требующие повышенного педагогического внимания, плохо адаптируются
к школьной жизни, конфликтуют с окружающими, для них характерен низкий
уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, не сформированность
общеучебных знаний и специальных умений. К ним относятся следующие группы
детей по различным категориям.
Группы критериев
Медицинские
Социальные
Учебнопедагогические
Поведенческие
Критерии, определяющие детей, требующих особого
педагогического внимания
Часто и длительно болеют;
Состоят на учете у психоневропотолога;
Перенесли сложные медицинские операции, стрессы
Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или
агрессивное) отношение к ребенку
В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и
языковые)
Проблемы адаптации при смене местожительства, школы,
класса
Самовольный уход из дома
Имеют стойкую неуспеваемость
Систематические пропуски занятий без уважительных причин
Нарушение поведения, дисциплины
Трудности с родителями, взаимоотношениях со сверстниками
Повышенная тревожность
Употребление наркотических веществ
Табакокурение. Токсикомания. Гиперактивность.
Недисциплинированные учащиеся
Это те учащиеся, которые постоянно привлекают к себе внимание учителей и
доставляют беспокойство (упрямые, непослушные, капризные).
Причины: неудачно выраженное стремление к взрослости, неправильное понимание
упрямства, как проявления силы воли и принципиальности, желание противостоять
подавлению его личности некоторыми взрослыми.
Коррекция. Иногда полезно дать возможность упрямцу поступить по своему, чтобы
пережить неудачу и на деле убедиться в неразумности решения. Основной путь
профилактики и искоренения упрямства - устранение причин, вызвавших этот
недостаток, организация правильного режима учебы и отдыха, разумная
требовательность.
Агрессивные учащиеся
Причины: средство насмешливой и снисходительной демонстрации своей физической силы, часто носит
демонстративный характер. Возможна агрессия при регулировании отношений в группе.
Коррекция.
Спокойный, неторопливый, доброжелательный разговор, аргументированное доказательство
неправильности их поведения. Не позволять себе их оскорбить, общаться на равных, но не впадать в
зависимость от них. В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения, следует учитывать
особенности и бурные реакции. Обсуждать поведение следует только после успокоения. В целях

окончательного исправления не следует закреплять отрицательную оценку за
молодыми людьми, препятствовать их участию в молодежных движениях, слишком
настойчиво и бесцеремонно вовлекать в общественную деятельность.
«Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием. Необходимо
находить повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после
наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в
целом.
Ленивые учащиеся
Причины: отрицательное влияние окружающей среды и чрезвычайно заботливых
родителей, бесперспективность обучения, отсутствие контроля за их поведением,
влияние товарищей.
Коррекция. Воспитание потребности в труде, заинтересовывать учащихся,
связывать материал предмета с жизнью, предоставлять больше самостоятельности.
Трудолюбие возникает при успехе в какой-либо деятельности. При таком
психическом состоянии (радости от успехов деятельности) возникают условия для
развития таких черт характера, как прилежание, добросовестность, старательность и
обязательность.
Эгоистичные учащиеся
Эгоисты - это себялюбцы, предпочитающие во всем свои личные интересы
интересам других людей и общества. Жизненная направленность эгоиста собственное «Я», личное
преуспевание (при чем нередко за счет других). Крайним
выражением эгоизма является эгоцентризм. Он заключается в том, что в центр всей
жизни уч-ся ставит свое «Я». Такие учащиеся обычно нечутки, неотзывчивы.
Особенно часто эгоизм проявляется у подростков и представителей юношеского возраста.
Грубые учащиеся
Грубость, резкость, дерзость проявляются если есть подавление личности учащихся
взрослым (диктат, мелочная опека). Грубость может быть ответом на
несправедливость взрослых.
Коррекция. Устраняется грубость в случае уважения достоинства учащихся,
предоставлении определенной самостоятельности. Так как грубость может быть
вследствие переутомления, то необходимо правильно организовывать режим труда
и отдыха.
Ненастойчивые учащиеся
Ненастойчивые дети либо вообще не ставят перед собой труднодостижимых задач,
либо ставят, но не руководствуются ими в своем поведении. Воспитание
настойчивости непосредственно связано с формированием других черт характера:
активности, организованности, упорства.
Лживые учащиеся
Причины: боязнь наказания, стремление во что бы то ни стало привлечь к себе
внимание окружающих. Иногда ложь - прикрытие поступков товарищей.
Коррекция. Беседы о честности, правдивости и о лжи - презренном качестве
личности человека. Быть примером честности, не дать возможности учащимся
усомниться в этом.
Неорганизованные учащиеся
К неорганизованным учащимся относятся дезорганизаторы, мало организованные,
частично организованные и заорганизованные дети. Неорганизованные дети не
умеют управлять своей активностью. Многие из них импульсивные.
Заорганизованные учащиеся чаще всего бывают двух видов: внешне
заорганизованные и внутренне заорганизованные. Внешне заорганизованные - слепо
подчиняются установленному порядку в школе и в семье. Лишен

самостоятельности, активности, не может проявить инициативу. Ждет указаний.
Внутренне заорганизованные - чрезмерно организованные, активные. Они учатся и
работают чрезмерно много, нередко на износ (работоголики).
Коррекция. Воспитание и самовоспитание у учащихся организованности: умения
планировать и выполнять свои дела в течение дня, недели, месяца.
Воровство
Совершается из желания иметь то, чего они лишены в своей семье. Это является
следствием невысокого уровня культуры. Часто присваивание чужих вещей
происходит в процессе обмена предметами одежды.
Коррекция. Взаимодействие с семьей, повышение
нравственного развития, вовлечение в деятельность.
Неуспевающие ученики
Выяснение причин стойкой неуспеваемости учащегося
1. Оказание помощи в планировании учебной деятельности (планирование
повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов,
алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха,
побуждение к активному труду и др.)
4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка
домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)
Суицидальные учащиеся
Суицидальное поведение включает в себя кроме суицида попытки, покушения на
свою жизнь. Суицидальные проявления - суицидальные мысли, намеки и
высказывания, не сопровождающиеся каким либо действием.
Мотивы:
1. Лично-семейные: болезнь, смерть близких; одиночество; неразделенная любовь;
половая несостоятельность; оскорбление со стороны окружающих;
2. Состояние здоровья: психические заболевания, соматические заболевания,
уродства.
3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением: опасение уголовной
ответственности, боязнь иного наказания или позора.
4. Конфликты, связанные с работой или учебой.
5. Материально-бытовые трудности.
6. Другие мотивы.
Признаки суицидального поведения:
* уход в себя (сторонится вчерашних друзей);
* капризность, привередливость;
* депрессия, глубокий эмоциональный упадок;
* агрессивность;
* нарушение аппетита;
* раздача подарков окружающим;
* психологическая травма;
* перемены в поведении;
* угроза;
* активная предварительная подготовка.
Помощь. Главная задача этого этапа заключается в установлении эмоционального
контакта. Собеседник - суицидент должен быть выслушан терпеливо и
сочувственно, без сомнения и критики. Обращение за помощью к работникам
СППС.

Для каждого обучающегося, требующего повышенного педагогического внимания
классным руководителем, а при необходимости совместно с психологом, соц.
педагогом составляется индивидуальный план работы и согласовывается с
зам.директором по ВР.
Направления работы классного руководителя с учащимися,
требующими особого внимания
1. Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его
собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий,
мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать
желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
2. Социальная диагностика. Это направление предполагает особое внимание к
детям, с отклоняющимся поведением. Для выявления данных категорий
оформляются социальные паспорта классов. Проводится диагностическая работа,
направленная на изучение социально-психологического климата в классе,
межличностных отношений и социального статуса каждого ученика.
3. Коррекционная работа. Проводятся групповые занятия и индивидуальные
консультации с детьми, требующими особого внимания. Также важна работа с
семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся,
стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных
мероприятий.
4. Просветительская работа. Организация и проведение профилактических
бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными
людьми. В просветительской работе акцент делается на профилактику
правонарушений, бродяжничества, безнадзорности среди учащихся. Проводится
профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы.
5. Работа с педагогическим коллективом. Совместное выявление причин,
возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая
коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных
проблемных ситуаций.
В случае отсутствия обучающегося в школе без уважительной причины один день,
классным руководителем выясняются причины его отсутствия. С родителями
прогульщиков проводятся беседы относительно правил поведения, обучения в
школе.
В случае отсутствия обучающегося более одного дня без уважительной причины,
когда беседы с родителями не дали положительных результатов данная информация
доводится до зам.директора по ВР (в виде докладной записки).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89898614325

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».